Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних


Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

 

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних — сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законода­тельства, применением новых технологий общения с детьми и расследования совершенных преступлений.

 

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.

 

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

 

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК));

насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

развратные действия (ст. 169 УК);

понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

 

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних.

 

Среди них:

Конституция Республики Беларусь;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;

Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;

Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;

Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 и др.

 

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.

 

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].

 

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;

не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.

 

К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:

половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;

мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;

введение различных предметов во влагалище или анус;

мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

 

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

демонстрация эротических и порнофафических материалов;

совершение полового акта в присутствии ребенка;

демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

 

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

 

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.

 

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

 

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми — это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

 

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

 

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

 

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

 

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

 

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где патриархально-авторитарный уклад:

плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

конфликтные отношения между родителями;

мать ребенка чрезмерно занята на работе;

ребенок долгое время жил без родного отца;

вместо родного отца отчим или сожитель матери;

мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,

токсикоманами;

родители (или один из них) имеют психические заболевания;

мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только в неблагополучных семьях.

 

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:

лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;

подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;

лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;

лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;

лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;

лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;

лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

 

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

 

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);

анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;

вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

 

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
  • боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • рвота;
  • потеря сознания;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • ранняя неожиданная беременность.

 

Признаками сексуального насилия являются:

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

 

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

 

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия):

демонстрация интимных частей тела;

мастурбация;

необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:

чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;

сексуальные действия с другими детьми;

необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:

трение половыми органами о тело взрослого;

завлекающее поведение по отношению к взрослым.

 

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

постоянное возбуждение, истерические симптомы;

стремление куда-то бежать, спрятаться;

быстрая потеря самоконтроля;

нервные срывы, истерики;

вспышки агрессивности;

депрессивные симптомы:

замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;

задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;

переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:

непристойные выражения;

чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

терроризирование младших детей и сверстников;

жестокость по отношению к игрушкам;

самоагрессия’.

причинение травм и увечий самому себе;

курение, употребление алкоголя, наркотиков;

побеги из дома, прогулы школы;

проституция;

попытки совершить суицид или желание это сделать;

возникшие трудности в общении с ровесниками:

нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;

отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;

отчуждение от братьев и сестер;

поведенческие изменения:

возврат к детскому, инфантильному поведению;

наоборот, слишком «взрослое» поведение;

изменения в отношении к собственной внешности;

утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;

наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

крайняя настороженность, подозрительность;

амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться…»);

рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку…»).

 

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

виктимность (жертвенность) ребенка:

неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

навязчивая зависимость;

чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

неожиданные, резкие перемены к:

конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);

месту («Я не могу ездить в лифте»);

любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);

изменение отношения к школе и учебной деятельности:

резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);

пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;

изменение отношения к семье:

принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);

отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

 

Изменения самосознания ребенка:

снижение самооценки:

обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;

чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;

маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);

жажда победы и самоутверждения любой ценой;

вина, стыд, чувство собственной испорченности:

чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;

восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;

синдром «испорченного гбвара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);

в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

 

Появление невротических и психосоматических симптомов:

навязчивые страхи, тревога:

боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;

боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);

сопротивление тактильным контактам:

нежелание, чтобы целовали, обнимали,

нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);

боязнь телесных повреждении;

резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;

тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

 

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

своевременное оказание помощи семьям группы риска;

профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия:

разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;

предупреждение противоправных действий окружающих:

информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;

проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;

изменение отношения к школе и учебной деятельности:

резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);

пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;

изменение отношения к семье:

принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);

отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

 

Изменения самосознания ребенка:

снижение самооценки:

обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;

чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;

маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);

жажда победы и самоутверждения любой ценой;

вина, стыд, чувство собственной испорченности:

чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;

восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;

синдром «испорченного гбвара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);

в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

 

Появление невротических и психосоматических симптомов:

навязчивые страхи, тревога:

боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;

боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);

сопротивление тактильным контактам:

нежелание, чтобы целовали, обнимали,

нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);

боязнь телесных повреждении;

резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;

тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

 

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:

своевременное оказание помощи семьям группы риска;

профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия:

разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;

предупреждение противоправных действий окружающих:

информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;

проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;

информирование (размещение на стендах в рекреациях образователь­ных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контакт­ных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);

мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершенно­летних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;

создание подростковых клубов и иных объединений для проведения полноценного досуга, развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

 

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

 

На этом этапе большую роль играют:

юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохра­нительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;

медико-психолого-педагогическая помощь по телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных цен­трах социального обслуживания населения, кризисных центрах для жен­щин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

 

Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

 

Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно ис­пользовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ

Правило пяти «Нельзя!»:

  1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  2. Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  3. Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
  4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними даже, если очень интересно.
  5. Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступ­лением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?

Все равно скажи «Нет!».

 

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уго­воры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

 

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

 

Ответ один — «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

 

Правила поведения в собственном доме (своей квартире):

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.

Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала им. Не впускай его, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут. Даже если дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, лучше позвони родителям и узнай, как посту­пить. В крайнем случае, можно спросить у хорошо знакомых соседей.

Когда почтальон приносит посылку, телеграмму или счет, за них нужно расписаться. Сделать это могут только взрослые.

Будь внимателен, выходя из квартиры.

Перед выходом из квартиры посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.

Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обяза­тельно закрой дверь на ключ.

Будь внимателен, входя в квартиру.

Прежде чем открывать ключом дверь, убедись, что поблизости ни­кого нет.

Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место и позвони, чтобы тебя встретили родители, или попроси помощи.

 

Правила поведения в подъезде

Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.

Если ты заметил, что за тобой кто-то идет, не подходи к подъезду, а погуляй немного на улице. Если незнакомец все еще продолжает идти следом, позвони родителям или расскажи о нем любому взрослому, идущему навстречу.

Если в доме есть домофон, набери номер своей квартиры и попроси родителей тебя встретить.

Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых знакомых жильцов дома.

Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

 

Правила поведения в лифте

Перед тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.

Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.

Если незнакомец все-таки зашел за тобой в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.

Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.

Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

Если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокой­ствие, постарайся вовлечь насильника в разговор;

если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу;

— если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

 

Правила поведении на улице

Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу идущему транспорту.

Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверен­но и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.

В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу не­знакомого человека или случайного знакомого подвезти тебя.

Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.

Не ходи в отдаленные и безлюдные места.

В темное время иди по улице в группе людей, вышедшей из автобу­са на одной с тобой остановке.

Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.

Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.

Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону дороги.

Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

В школу или из школы желательно ходить группой.

 

Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец

Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.

Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей ча­сти и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.

Не жди, когда он тебя схватит.

Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.

Убегай туда, где много людей.

Используй любые подручные средства для защиты: ручку, расческу или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).

Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.

Как только он ослабит хватку — убегай.

Если нападающих несколько (а так всегда и бывает), не позволяй зажать себя в кольцо.

Громко кричи «Помогите!», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь или позвонить в полицию.

Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.

Если тебя пытаются окружить, беги на дорогу. Автомобили вынуж­дены будут остановиться, а водитель сможет помочь отогнать обидчиков. Главное — не попасть под колеса!

Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.

 

Правила поведения в чужом автомобиле

Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.

Если ты все же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер и марку автомобиля. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры, даже если среди них есть женщины.

Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.

Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.

Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.

Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси остановиться и выйди из машины.

Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан

 

В большинстве случаев уже одно только согласие девушки пойти в ресторан с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится, и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься просто как заигрывание.

Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями, во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!

В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.

Необходимо уйти или твердо заявить о своем отношении к ситуации, сказав решительно однозначно «Нет!».

Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.

С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.

Если ты находишься с кем-то, кто заставляет тебя чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или выказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

Если давление по отношению к тебе все-таки продолжается, не бойся шума или скандала: несколько минут смущения лучше риска изнасилования.

Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!

Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попроси провожающего тебя записать номер и марку автомашины.

Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых встретить или забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею. Это придаст тебе большей уверенности, и ты сможешь лучше контролировать свои действия.

 

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:

находится к тебе слишком близко и получает удовольствие от дис­комфорта, который ты при этом испытываешь;

пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;

не слушает того, что ты говоришь, игнорирует твои чувства;

ведет себя с тобой как хороший знакомый, хотя это не так.

Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных ме­стах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

 

При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать:

в нормальных здоровых отношениях обе стороны уважают личные права и границы другого;

необходимо отказываться от половых отношений с тем, кто отказы­вается использовать соответствующее предохранение;

не все ведут половую жизнь; многие подростки готовы подождать, это совершенно нормально.

 

Рекомендации родителям

Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.

Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.

Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.

Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.

Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефо­нов, телефонов экстренных служб (или внесите телефонные номера в базу данных телефона).

Ваш ребенок должен знать) кому из друзей и соседей он может по­звонить в отсутствие родителей или других (хорошо знакомых) взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации.

Выучите с ребенком ваши телефонные номера.

Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, почувствовав исходящую от него опасность.

Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» — легко запоминающееся кодовое слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, если он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.

Не позволяйте детям гулять в не предназначенных для этого местах (на стройках, свалках и др.).

Не позволяйте детям далеко уходить от дома.

Нс отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого вам человека.

Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, кружка. Если ребенка забирает кто-то другой, заранее предупредите об этом воспитателя или учителя.

Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».

Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.

Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.

Если Ваш ребенок ре1улярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок, спортивную секцию и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.

Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно об­ходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.

Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где Вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.

Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых ваших детей. Это следует делать всегда, даже если это Вам по какой-то при­чине неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда держите под рукой эти номера и номера ближайшего отделения милиции.

Если ребенок еще мал, но у него уже есть мобильный телефон, пе­риодически проверяйте сохраненные в телефоне смс-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных кон­тактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте все ненужные приложения.

Если ребенок сообщил Вам, что он записался в компьютерный клуб, клуб по интересам, кружок, спортивную секцию, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит клубом, кто следит в нем за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить ребенку его посещать, а также потребовать от охраны заведения не пускать туда вашего ребенка.

Если Вы отдаете ребенка в какое-либо детское учреждение (кружок, секцию и пр.), не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто будет работать с детьми. Также разговаривайте с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих данный кружок или секцию.

Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а име­ющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

прививать ребенку страх перед сексуальностью;

вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каж­дом из них потенциальную опасность.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЛУЧАЕ РАСКРЫТИЯ ФАКТА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

 

Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия стано­вится очевидным только тогда, когда пострадавшие попадают в больницы или сами начинают совершать правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги дня специалистов.

 

Различают случайные и намеренные раскрытия совершенного насилия.

Причиной случайного раскрытия факта совершенного над ребенком насилия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка, вене­рические заболевания, беременность и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И как это ни парадоксально звучит, жертва насилия может отреагировать негативно на попытки изменения ситуации и оказания ей помощи.

Чаще факт насилия раскрывается, когда сам ребенок решается расска­зать о случившемся. Обычно первым человеком, кому ребенок решается рассказать об этом, является другой ребенок. Реже дети рассказывают о случившемся родителям и другим взрослым.

 

В обоих случаях психолого-педагогическое сопровождение лиц, пе­реживших сексуальное насилие, осуществляется в двух основных направ­лениях:

экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе;

длительное сопровождение в процессе индивидуального консульти­рования и групповой работы [8].

Экстренная психологическая помощь жертвам насилия осуществ­ляется в форме «горячей линии» — телефонов доверия, индивидуальных консультаций, групповой работы и предоставления убежища. Целью про­фессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадав­шего от насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия являются оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их фи­зической и психологической безопасности, нормализация психического состояния всех членов семьи, в первую очередь самого ребенка. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.

Источник